Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
МБДОУ «Кузьмичевский детский сад «Улыбка » имеет одно
кирпичное здание. В нём оборудовано 7 групповых помещений для групп
детей различного возраста, в том числе для проведения практических занятий,
объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В
состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для приема детей и
хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема
пищи), спальня, группа (для подготовки
готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с
умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и
игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников,
требованиями основной образовательной программы и ФГОС ДО. Группы соответствуют
требованиям основных общеобразовательных программ, требованиям СанПиНа,
оборудованы по профилю реализуемых образовательных программ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития и оздоровления воспитанников созданы следующие условия:
-Физкультурный зал
-Музыкальный зал
Групповые помещения В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Детском саду имеется библиотека:
-методическая литература по всем направлениям образовательного процесса: физическое развитие, речевое и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
-отраслевые периодические издания газеты, журналы: «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель», «Справочник руководителя ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и др.
-детская художественная литература по возрасту.
Библиотечный фонд и информационная база востребованы в детском саду педагогами, родителями. В группах старшего дошкольного возраста оформлена сюжетно-ролевая игра «Библиотека», в которой дети используют детскую художественную литературу.
Библиотечно– информационный фонд в детском саду пополняется в соответствии с финансовыми возможностями Детского сада.
В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ В детском саду созданы все условия
для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных
двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского
организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном
помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика,
НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное
и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы:
физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска,
гимнастическая скамейка, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь -
мячи, мешки с песком, обручи, ленточки,
палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для
занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и
эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции
оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их
возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания ДОУ
Средства обучения— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
-аудиовизуальные (слайды);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
-спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения– это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная средагрупп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется с помощью персонала,При входе на территорию учреждения имеется пандус.На территории учреждения парковки транспортных средств нет (в целях безопасности). Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится перед территорией учреждения. Перед входом в здание имеется мнемосхема.
Специальные условия питания
Питание в детском саду является полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.
В нашем детском саду контроль за организацией питания детей осуществляет заведующий детского учреждения, заместители заведующей по ВМР и медицинский персонал.
Мы учитываем основные принципы рациональной организации питания:
·строгое соблюдение времени и интервалов между кормлением. Завтрак и ужин должны продолжаться 15-20 минут, полдник 10-15 минут, обед 20-25 минут.
·количество приемов пищив день должно быть равно: дети старше 4 лет-4 раза в день, последний прием пищи – не позднее, чем за 2 часа до сна;
·правильноеколичественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы;
·введение в меню на полдник кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;
·обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;
соблюдение условий приема пищи и правил поведения детей во время еды.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы, огромное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию детей. Существуют основные направления оздоровительной работы:
1.Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
2.Организация питания;
3.Обеспечение психологической безопасности детей вовремя их пребывания в детском саду;
4.Организация лечебно-профилактической работы с детьми;
5.Физическое воспитание детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:
-утренняя гимнастика с использованием элементов дыхательной гимнастики Е. Стрельниковой под контролем врача и оздоровительный бег по системе Ю. Ф. Змановского;
-комплекс пищеварительной гимнастики перед каждым приемом пищи, способствует лучшему усвоению пищи;
-остеопатическая гимнастика после сна проводится с целью предупреждения нарушения осанки;
-комплекс для коррекции осанки;
-физкультминутки, глазная гимнастика – проводится для улучшения работы мозга и укрепления глазных мышц;
-подвижные игры, - рассматриваются как универсальное средство развития двигательных и психических способностей детей;
-прогулки повышенной двигательной активности, физические упражнения на прогулке, способствуют двигательной активности детей и как закаливающее мероприятие;
-занятия в плавательном бассейне, оказывают благотворное и релаксирующее влияние на организм.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Кузьмичевский детский сад Улыбка» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Количество компьюторов в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 3 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет.
Разработан и действует сайт.Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.
Ресурсы сети интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам в детских садах не предусмотрен.
Основными задачами использования электронных образовательных ресурсов при реализации программ является – оптимизация педагогического процесса, повышение познавательной активности и интереса у воспитанников. Интерактивная доска для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Функцией электронных образовательных ресурсов является обеспечение интерактивности процесса воспитания, развития детей дошкольного возраста, а также развития предпосылок учебной деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ «Кузьмичевский детский сад "Улыбка" имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.